Главная · Статьи · Форум Май 27 2019 10:06:43
Навигация
Главная
Статьи
Форум
Энциклопедия салонных услуг
Обратная связь
Поиск
Интересные ресурсы
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 1
Посетитель: admin
Разделы
· Красота - исторический ракурс
· Красота это не просто
· Оборудование и инструменты
· Новинки
· Производители
Статьи
Смотреть

Уже четыре тысячи лет назад…
Есть такие секреты, которыми че­ловек владеет с незапамятных времен. Я расскажу вам об одном из них: о старейшем методе литья, известном под названием литья «с потерей во­сковой модели».
Известно, что эту технику приме­няли при изготовлении медных и бронзовых украшений в Древнем Египте уже 4000 лет назад, а в Китае* — в эпоху Шан (1766 — 1112 г. до н.э.). Она была известна и в доколумбовой Америке. Ацтеки отливали с ее помощью украшения и культовые предметы, коренное население Ко­лумбии делало украшения из золота.
Однако наивысшего расцвета литье по выплавленным моделям (как на­зывают метод теперь) достигло в Древней Греции и Древнем Риме. Сам знаменитый Фидий и другие древнегреческие скульпторы: Лисипп, Поликлет, Кефисодот, Пракситель, сын Кефисодота, и Скопас — пользо­вались этим методом при отливке бронзовых монументов. Одно из се­ми чудес света — Колосс родосский, статуя мифологического бога солнца Гелиоса, именно так была отлита ро-досским скульптором Харосом. Трид­цатидвухметровая статуя весила око­ло 70 тонн. Скульптор отливал ее по частям, а затем смонтировал в единое целое.
Дело мастеров древности продол­жили итальянские художники эпо­хи Возрождения (XV — XVI века). С помощью старинной техники Дона­телло отлил статую Давида, а про­славленный золотых дел мастер и скульптор Бенвенуто Челлини создал известную статую Персея с головой Медузы. Она до сих пор красуется в одном из музеев Флоренции.
Как же создавались эти чудесные произведения искусства, слава кото­рых не меркнет в веках?
Прежде всего нужно было сделать модель отливки. Ее делали из пчелиного воска. Модели небольшого размера полностью выполнялись из воска. С большими статуями поступали иначе. Сначала скульптор делал черновую модель из глины или гипса.Она передавала в общих чертах, без деталей, контуры отливки. Чтобы модель была прочнее, ее «сажали» на каркас из металлических прутьев, служивших одновременно опорой при установке модели на подмодельную доску.
Тщательно просушив модель, скульптор покрывал ее тонким слоем воска,(около 4 см толщиной,и уже по воску вел окончательную моделиров­ку — наносил все детали: углубле­ния, выпуклости, изломы поверхно­сти будущей статуи. (Вы, наверное, помните из наших рассказов о ста­ринном литье, что именно так созда­вались надписи и орнаменты на коло­колах и пушках). Кроме того, к моде­ли прикрепляли восковые жгуты, обозначавшие место будущих кана­лов литниковой системы, по которым в готовую форму поступал жидкий металл.
Затем скульптор превращался в литейщика и подготавливал литей­ную форму. Для этой цели он покры­вал воск несколькими слоями разве­денной глины. Операция повторялась несколько раз, так как каждый слой нужно было как следует просушить. И, наконец, скульптор наносил тол­стый слой пластичной глины.
Формы отливок большого размера снаружи облицовывали кирпичной кладкой и укрепляли стяжками, что­бы форма выдержала давление жид­кого металла.
Потом форму подвергали сушке, постепенно повышая температуру до 800°С. Естественно, воск плавился и вытекал через отверстия в нижней части формы. Так возникало полое пространство между черновой моделью и внутренней поверхностью формы, воспроиз­водившей все детали будущей отливки, теперь форму можно было заполнять жидким металлом.
Заполненную и остыв­шую форму разбивали и извлекали из нее отлив­ку статуи. Отливку очищали, отсекали каналы литниковой системы и отделывали, т.е. тщательно шлифовали все детали.
Методом литья по выплавленным моделям был создан один из самых известных польских памятников — колонна короля Сигизмунда III, возвышающаяся иа Замковой площади в Варша­ве. Создателями памят­ника были итальянский скульптор Клемент Молли и придворный литейщик короля Владислава IV Даниель Тым. Колонна была установлена на Замковой площади в 1644 году и до сих пор вызывает восхищение всех, что ее видел.
Еще в первой полови­не XIX века литье по выплавленным моделям применялось исключительно для изготовления художественных отли­вок, ювелирных изделий, затем метод стали использовать зубные про­тезисты. И лишь с началом Второй мировой войны, .когда возникла по­требность в разнообразных мелких фасонных металличе­ских изделиях при производстве вооружения, такое литье перестало быть ремеслом отдельных художни­ков и стало промышленной технологией. При этом модели выполняются в специальных формах—матрицах из стали, чугуна, резины или гипса (в свое время в гипсовых формах делали восковые модели орнаментов и ушек колоколов и пушек). Иногда и теперь модели делают из пчелиного воска, но чаще всего из смеси пара­фина, стеарина, канифоли и других компонентов. Состав смеси подбира­ется опытным путем, причем реша­ющими факторами являются темпе­ратура плавления в пределах 60 — 90° С и начальная температура раз­мягчения. Последняя должна превы­шать температуру в мастерской или цеху, равняться 37 — 40°С, иначе го­товая модель, вынутая из формы растает в руках.
Из полученных восковых моделей собирают так называемую «елочку», которая может состоять из несколь­ких десятков моделей, и чей ствол служит заливной горловиной для жидкого металла. Затем наносят ке­рамическое покрытие из смеси огне­упорного материала тонкого помола и связующего вещества. Покрытие это — жидкая масса консистенции сметаны. Елочку погружают в нее, посыпают крупнозернистым песком и ждут, пока покрытие не затвердеет. Так поступают пять-семь раз: воско­вой модели нужна твердая много­слойная оболочка толщиной около 5 мм. Подготовленную форму поме­щают в особое устройство, где под действием горячего воздуха или водя­ного пара воск выплавляется из мо­дели. Остается полая оболочка. Ее сушат, прокаливают, удаляя остатки воска, устанавливают в формовочный ящик и засыпают сверху кварцевым песком. Теперь можно заливать жид­кий металл. После заливки форму остужают, разбивают оболочку и по­лучают металлическую елочку, которую отсекают от главного ствола и зачищают.
Отливки обладают большой точностью размеров и гладкостью поверхности. Фасонные отливки применяют в автомобильной промышленно­сти, электротехнике и машиностро­ении. С помощью литья по выплав­ленным моделям изготовляют детали станков, инструменты для обработки материалов, части швейных и пишу­щих машин, корабельное оборудование, электроаппаратуру, хирургический инструментарий и т.п. За последнее время фасонные отливки получили широкое применение в само­летостроении и космонавтике. Трудно представить, какая старинная техника используется при производстве частей авиационных двигателей и турбин (лопатки винтов и целые вин­ты), прецизионных деталей ракет и космических кораблей.-
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние статьи
Земля – шар или элли...
химия
Королевич памяти...
когда "изобрели" бет...
взбунтовавшаяся наду...
Уже четыре тысячи ле...
Удивительный камень...
Свет из под земли...
Варашва Здравница...
Древний город — Помп...
Уголок юного констру...
Пластмассовая пена в...
Первый королевский а...
Природные красители...
Космонавт-бортинжене...
Мини-чат
Вам необходимо залогиниться.

Нет присланных сообщений.