Главная · Статьи · Форум Май 27 2019 11:14:20
Навигация
Главная
Статьи
Форум
Энциклопедия салонных услуг
Обратная связь
Поиск
Интересные ресурсы
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 1
Посетитель: admin
Разделы
· Красота - исторический ракурс
· Красота это не просто
· Оборудование и инструменты
· Новинки
· Производители
Статьи
Смотреть

Космонавт-бортинженер
Я хочу познакомить вас с моим дру­гом. Его зовут Ярек, а фамилия ... впрочем, не имеет значения. И так все называют его профессором рит, что ему двенадцать лет, хотя (такой он, мол, умница). Он говорит, что ему двенадцать лет, хотя это не совсем так. Вот через какие-нибудь десять месяцев ему и правда стукнет двенадцать. Ярек издавна строит разные планы, кем он будет, когда вырастет. Сначала он хотел стать водителем грузовика, но это было да­вно, еще в детском саду. Потом он мечтал о том, чтобы управлять подъемным краном. А теперь хочет быть инженером.
Мне припомнилось, что, когда я был ма­леньким мальчиком, то сначала мечтал стать извозчиком, потому что извозчик очень здорово щелкал кнутом. Ну а теперь извозчиков в городе уже нет. Пожалуй, многие из вас даже не знают, как выглядит извозчичья пролетка. Потом я хотел стать трубочистом, потому что трубочист шагает по крышам, и ему все нипочем. Но теперь эта профессия вымирает: в городах вместо маленьких домов с печами строят большие дома с центральным отоплением. В конце концов судьба моя так сложи­лась, что я стал инженером. А значит, кое-какое представление о том, что такое ин­женер, у меня есть.
Почему «кое-какое?» Да потому, что ин­женеры бывают разные. Одно дело инже-нер-электроник, другое — горный инженер, инженер-строитель, инженер сельского хо­зяйства. Да, да, инженеры сельского хо-зяйетва тоже есть!
Итак, разные бывают инженерные про­фессии и разные специалисты. Инженер-ме­ханик может ведь заниматься строительными машинами, станками, автомобилями или часами. А возьмем, к примеру, инже­неров автомобильного транспорта. Один из них проектирует автомобили, другой — за­нимается их конструкцией, третий — экс­плуатацией, то есть тем, как надо правиль­но пользоваться машиной, чтобы она мень­ше портилась и как можно дольше служи­ла верной службой. Конечно, каждый из них имеет представление о работе другого специалиста, но лучше всего ему знакома его собственная область. Но это еще не все. По мере развития тех­ники у инженеров становится все более узкая специализация. Например, в проект­ном бюро автозавода одни инженеры про­ектируют двигатели, а другие — ходовую часть машины.
— А ты, Ярек, каким инженером хочешь стать?
Ярек задумался.
— Я хочу быть космонавтом-бортинже­ нером, хочу строить в космосе орбиталь­ ные станции. Нет, я хочу высылать с Земли космические зонды, которые полетят.к да­ леким планетам... Или буду конструировать машины, которые проникнут в недра Зе­ мли...
А вообще-то Ярек хотел все знать и все делать .Он хотел бы стать таким современ­ным Сайрусом Смитом из «Таинственного острова» Жюля Верна и одновременно ка­питаном Немо. К еще тем смельчаком, которому удалось покорить горящую нефть в скважине на Северном море.
Хорошо, когда подрастешь, выберешь то, что тебя больше всего будет интересо­ вать. А пока готовься к работе. Тот, кто хочет стать мастером спорта, уже в твоем возрасте усиленно тренируется.
Я тоже тренируюсь — делаю модели самолетов.
Отлично, только если ты захочешь стать инженером, который работает на больших стройках, пригодится ли тебе то, что ты умеешь делать летающие модели?
Так что ж? Значит, мне надо играть в кубики? Раз столько существует инже­ нерских профессий, то трудно ко всему сразу приготовиться. Нет ведь, наверное, таких вещей, которые пригодились бы и при строительстве машин и в сельском хо­ зяйстве.
Ты не прав, Ярек. Есть, причем много. Например — математика.
— Что? Математика? Эта скучища? Ярек никак не хотел поверить.
— Больше трехсот лет назад, — расска­ зываю я ему, — известный французский математик Блез Паскаль получил письмо от кавалера де Мере. Этот аристократ увле­ кался игрой в кости: подбрасывались три кости, а игроки загадывали, превысит ли сумма выпавших очков десять или нет. Го­ сподин де Мере старательно записывал ре­ зультаты игры и заметил, что чаще выпа-
дает 11 очков, чем 12, а, как вытекало из его рассуждений, для этого не было ника­ких оснований. Паскаль разъяснил, в чем заключалась ошибка в рассуждениях игро­ка ... и положил начало новой области ма­тематики, которая получила большое раз­витие в работах его последователей. Эта область называется теорией вероятностей. Она занимается опытами и исследованиями, которые могут принести разные результа­ты в зависимости от условий, которых не знаем или не умеем учитывать.
Каковы эти условия? Например, бросая игорную кость вверх, мы не знаем заранее, на какой бок она упадет. Подбрасывая мо­нету, мы не знаем, выпадет орел или реш­ка. Не знаем мы и того, войдет ли на ка­кой-то автобусной остановке в автобус больше мужчин или женщин.
К такие вещи могут пригодиться ин­ женеру? — недоверчиво спрашивает Ярек.
Даже очень. Например, ты проектиру­ ешь автоматическую телефонную станцию. Надо снабдить ее таким количеством уст­ ройств, чтобы не пришлось чересчур долго ждать соединения. А слишком много уст­ ройств тоже нет смысла ставить, это дело дорогостоящее. Причем неизвестно, сколько абонентов захочет звонить одновременно. Из наблюдений вытекает, что ночью — ма­ ло, а днем больше. Но сколько, этого точ­ но сказать нельзя. И здесь-то именно на­ ходит применение теория вероятностей.
Или представь себе, например, что ты руководишь заводом, где работает много машин. Время от времени некоторые ма­шины портятся. Надо их чинить. Но произ­водство на заводе не может приостано­виться ни на минуту. На смену испорчен­ным машинам приходят резервные. А
Увы. нет. Хотя бы потому, что и дру­ гие области математики очень нужны в технике. Примерно тогда же, когда заро­ дилась теория вероятностей, сложились и области, получившие название дифферен­ циальное и интегральное исчисления. Их изучают будущие инженеры, специалисты в механике, электротехнике, радио- и теле­ технике, каждому из них это нужно. Тру­ дно без этого понять, например, разные явления, связанные с прохождением элек­ трического тока.
А в этом тоже помогает математика? — спрашивает Ярек.
— Конечно, я постараюсь тебе это объяснить: прохождение электрического тока можно описать с помощью определен­ ных математических зависимостей. Благо­ даря этому известно, что изменится, когда сколько нужно таких машин? Сколько должно работать ремонтников, чтобы они могли устранить все неисправности, а в то же время не сидели без дела большую часть времени? Сколько надо заказать за­пасных частей? К здесь приходит на по­мощь теория вероятностей.
Возьмем еще один пример. Космическая станция передает на Землю радиосигналы — результаты излучения далекой планеты. Для упрощения примем, что каждый си­гнал состоит из определенного числа «то­чек» и «тире». Конечно, неизвестно зара­нее, сколько будет «точек» и сколько «ти­ре». Если прием хороший, то тогда нет по­вода для беспокойства, но на расстоянии в миллионы километров никогда нельзя рассчитывать на отличный прием. Слабый сигнал пропадает в море разных шумов и помех? К в таком случае применяются как раз методы теории вероятностей. Математи­ка позволяет расшифровать то, что без нее оставалось бы загадкой.
Ярек задумался.
— Может, достаточно изучить теорию вероятностей?
мы введем изменения в цепи, например, присоединим конденсатор или индукцион­ную катушку. Мы говорим, что с помощью математических зависимостей можно вос­производить, моделировать работу ус­тройств. Можно просто подобрать такую математическую зависимость, которая по­зволит сделать выводы о работе данного устройства. Есть при этом разные способы математического моделирования.
Легкие или трудные?
Для того, кто это поймет и изучит, — легкие. Здесь могут пригодиться знания из различных областей математики. Случа­ ется, что разные вещи, казалось бы ни е чем не связанные, вдруг оказываются очень полезными.
В прошлом веке английскому математику Джорджу Булю пришло в голову, что с по­мощью математических знаков можно изу­чать и записывать логические зависимости, то есть такие зависимости, в которых из определенных фактов или суждений выте­кают другие.
Например:
1.Только люди умеют говорить;
2.Это существо умеет говорить.
Вывод: Это существо — человек.
Правда, нет нужды обращаться к мате­матическим методам, чтобы из двух таких предложений (суждений) вывести третье (умозаключение). А вот пример немного потруднее.
1.Я очень ценю вее, что получаю от Джона.
2.Кроме этой кости, моей собаке ничего не понравится.
3.Я заботливо храню все, что очень ценю.
4.Эта кость — подарок от Джона.
5.Я не даю собаке вещи, которые забот­ ливо храню.
Вывод: Моей собаке ничего не нравится из того, что я ей даю.
Этот пример придумал английский мате­матик Чарлз Доджсон. Он именно зани­мался областью, которую назвали матема­тической логикой. Он пользовался большой известностью, однако не в связи со сво­ими работами по математике и не под своей настоящей фамилией. Как-то на досуге он написал сказочную повесть, которую опу­бликовал под псевдонимом Льюис Кэрролл. Книга сразу полюбилась детям. И ты, ко­нечно, ее хорошо знаешь. Это «Алиса в стране чудес» и продолжение необыкновен­ных приключений Алисы — «В Зазерка­лье». Читал?.
Ну ясно!
Самое смешное, что Доджсон не любил признаваться в авторстве детских книг. Вероятно, он считал, что серьезному чело­ веку, математику, не пристало заниматься такими делами. А ведь даже взрослые чи­ тали их с огромным удовольствием. Ан­ глийской королеве Виктории они так по­ нравились, что она приказала немедленно доставить следующую книгу этого автора, как только она появится. Некоторое время епустя пожелание королевы было выпол­нено. Каково же было ее изумление, когда оказалось, что перед ней лежал математи­ческий трактат.
Может, эта математическая..логика...
Эта математическая логика не была такой уж важной?
В те времена и еще долгое время спу­ стя считали, что это просто математическая головоломка. Однако методы, разработан­ ные создателем математической логики Булем, а позднее Доджсоном и их последо­ вателями, оказывают теперь незаменимую помощь инженерам при проектировании различных технических устройств — све­ товой сигнализации, устройств для автома­ тического управления работой станков и вычислительных машин.
Вычислительных машин тоже?
Прежде всего. Сигнализацию на пере­ крестке, где движение идет в нескольких направлениях, можно в конце концов спро­ ектировать традиционным методом, комби­ нируя, какой свет должен зажечься, а ка­ кой погаснуть. А вот вычислительную ма­ шину так не сконструируешь.
Я вынул несколько книг по технике и показал Яреку. В них было множество формул с разными таинственными значка­ми и математическими обозначениями.
Ярек внимательно разглядывал их.
Этому нас в школе не учат. Значит, над школьной математикой нечего особен­ но голову ломать.
Эх, Ярек, Ярек. Ты, хочешь строить высотные дома, начиная с верхнего этажа? Сначала надо заложить фундамент, потом поставить первый этаж, итак — все выше и выше.
Ярек молчит. Задумался. Ну что ж, это хорошо. Теперь я верю, что он хочет стать инженером.
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние статьи
Земля – шар или элли...
химия
Королевич памяти...
когда "изобрели" бет...
взбунтовавшаяся наду...
Уже четыре тысячи ле...
Удивительный камень...
Свет из под земли...
Варашва Здравница...
Древний город — Помп...
Уголок юного констру...
Пластмассовая пена в...
Первый королевский а...
Природные красители...
Космонавт-бортинжене...
Мини-чат
Вам необходимо залогиниться.

Нет присланных сообщений.